Главная / Статьи о браке и мусульманстве / Традиции / Природа брака в мусульманском ...

 То или иное понимание сущности брака имеет большое значение для прочности института семьи в обществе. То, как общество воспринимает брак, и насколько серьезно оно относится к семье, влияет на прочность брачных союзов. К примеру, сегодняшнее, «поверхностное» отношение к браку в России приводит к тому, что как минимум половина заключаемых браков завершаются их расторжением.


В отношении норм шариата, определяющих природу мусульманской семьи, в современной литературе имеется множество замечаний и критики, а также большое количество стереотипов. «Для большинства непосвященных — это (мусульманская семья — прим. автора) нечто причудливое под названием «многоженство» (иногда — гарем), где строго определены роли всех персонажей. Муж — самолюбивый сластолюбец, капризный деспот, распоряжающийся своими женами как собственностью, предназначенной лишь удовлетворять его прихоти. Жена — не снимающая чадру, забитая затворница, помыкаемая мужем, выданная за него насильно и не имеющая никаких прав» 1.


Однако, по мнению профессора Л. Р. Сюкияйнена, такого рода оценку можно встретить лишь «в случайных наблюдениях и развлекательной литературе. Более надежные источники говорят, что истинное отношение ислама к браку и семье заметно отличается от расхожего образа» 2.


Никого не удивит тот факт, что немало ненаучной критики содержалось в трудах об исламе, написанных в годы СССР. В литературе тех времен, к примеру, указывалось, что ислам считает женщину существом низшего разряда, принадлежащей на праве собственности мужчине. Она называлась бесправным существом, не имеющим собственной воли и свободы действий. Главным принципом в регулировании вопросов брака исламом, авторы того периода называют униженное, ущербное положение женщины. Природа брака иногда даже сравнивалась ими с договором купли–продажи:


«Брак здесь трактуется как дело, которое требует внимания со стороны купца, покупающего товар. А поскольку мужчина покупал товар, то вполне естественно требование к товару, чтобы он был без изъяна и верно служил хозяину»3 .


Встречаются даже и такие, несоответствующие действительному положению вещей, заявления:
«По шариату можно не только приобретать жен за калым, но также меняться женами, как любым другим товаром» 4.


Такой подход объясняется, по видимому, желанием советских ученых убедить население, что ни одна система в мире, помимо социалистической, не способна установить истинного равенства между полами.


Вопреки утверждениям критиков, мусульманские источники называют брак в исламе союзом равных субъектов. Причем равенство определяется ими не как равнозначность прав и обязанностей, а как равное происхождение и достоинство перед Богом, при различных (с учетом особенностей мужчины и женщины) обязательствах5 .


«О люди! Благоговейте пред Аллахом, Кто сотворил вас из одной души и от нее же сотворил ей пару. От них обеих Он рассеял (по земле) в великом множестве мужчин и женщин»6 .


В подтверждение своих слов, они ссылаются на Коран, где упоминается:
— о равном отношении Бога к мужчинам и женщинам;
«А тот, кто делает добро, мужчина ль, женщина ли это, и верует при этом (в Бога), тот в Рай войдет и там обид не понесет ни на бороздку финиковой кости»7 .


— о равной заботе Богом о мужчине и женщине;
«Ведь те, кто подвергал мученьям (иль соблазну) мужчин и женщин, верующих (в Бога), и не раскаялся потом, будут повергнуты в (жестокий) Ад, — огонь им будет наказаньем» 8.


— о равенстве награды перед Богом за поклонение для мужчины и женщины
«Поистине, для мусульман и мусульманок, … для женщин и мужчин, что соблюдают пост, оберегают целомудрие свое и об Аллахе помнят всякую минуту, — для них Аллах уготовал прощение и высшую награду»9 .


Мусульманские авторы называют мужчину и женщину «взаимодополняющими личностями, способствующими взаимному совершенствованию и развитию»10. Известный мусульманский правовед России Шамиль Аляутдинов, следующим образом описывает природу исламского брака: «В Священном Коране сказано: "Они [жены] — одежда для вас и вы [мужья] — одежда для них"11. Иными словами, муж и жена являются друг для друга своеобразной "одеждой": оберегают друг друга (не разглашая семейные секреты, являясь эмоциональным прибежищем друг для друга, а также помогают друг другу быть на необходимом расстоянии от такого пагубного греха, как прелюбодеяние); украшают друг друга (благородством, вниманием, являясь необходимыми, дополняющими друг друга половинками в кругу друзей или знакомых) и т. д12 .


Упомянутый в цитате аят часто приводится в описании сущности мусульманского брака. Статус мужа и жены в отношении друг друга сравнивается с одеждой. Одежда ближе всего к телу, она покрывает его, защищает и украшает, одеяние — символ комфорта, удобства и защиты от всякой непогоды. Такие же функции предстоит выполнять семейной паре.


Особое отношение к браку в мусульманском праве предопределяется его религиозной основой. Ислам преподносит супружескую жизнь, как возвышенный акт, связывая его с духовностью и религиозностью. Согласно Корану, именно Всевышний создал мужчину и женщину и предписал им совместное проживание на основе любви и согласия. Таким образом, ислам рассматривает совместную (семейную) жизнь как институт, заложенный Богом внутри человека с самого его создания.


"И из Его знамений — то, что Он для вас из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе (и растить потомство), взрастил меж вами милость и любовь. В этом, поистине, знамение для тех, кто предается размышлениям" 13.


В Коране также отмечается, что парность и разнополость — есть принцип существования не только человека, но и всего во Вселенной.


«И из всякой вещи Мы сотворили пару, — может быть вы пораздумаете!"14 «Хвала Тому, Кто создал все попарно, из тех, что выращивает земля, из них самих, а также из того, о чем они не знают»15 .


Вступая в брак, человек вливается в общий закон, по которому живет и развивается все вокруг. Отношения вне брака, как противоречащие самой природе человека и заложенным в него принципам, признаются исламом незаконными и, более того — преступными, развращающими и ослабляющими общество. Считается, что брак (в том числе и полигамный), должен послужить достаточной гарантией соблюдения правил благочестия, установленных мусульманской моралью.


В мусульманском праве брак представляет собой самостоятельный гражданско–правовой договор по созданию семьи, с последующим возникновением прав и обязанностей супругов. Одной из главных целей союза полов является сохранение и продолжение рода.


«О люди, бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил ей пару из нее же, от них распространил Он множество мужчин и женщин» 16.


Институт брака призван реализовать также следующие задачи: укрепление общества, предоставление людям радости семейной жизни, распространение различных добродетелей и воспитание благих нравов17. Одним из важных предназначений брака является удовлетворение естественной физиологической потребности членов общества, что должно служить предохранению его от разврата и разложения.


Надо отметить, что ислам не поддерживает положение некоторых учений об «умершвлении плоти» и «обете безбрачия». Более того, такая практика будет рассматриваться шариатом как нарушение предписаний религии. Источником такого утверждения служит следующий хадис (изречение пророка).


От Анаса передается, что: «Три человека, узнав, как поклоняется пророк, мир ему, сказали: «Мы не можем сравниться с пророком, мир ему, ведь ему прощены все прошлые и будущие грехи». Тогда один из них дал обет: «Что касается меня, то я буду постоянно молиться по ночам», другой сказал: «А я буду постоянно поститься не разговляясь», а третий добавил: «А я буду отстраняться от женщин и никогда не женюсь». Узнав об этом, пророк, мир ему, сказал им: «Поистине, я больше всех вас страшусь и боюсь Аллаха, однако, я пощусь и разговляюсь, молюсь и сплю, а также женюсь на женщинах. Кто же не желает моего образа жизни, тот не со мной»»18 .


С нормативно–правовых позиций брак в мусульманском праве может быть: обязательным, желательным, запретным или нежелательным.


Обязательным брак будет для того, кто подвержен опасности совершить греховное если не женится, и в то же время, имеет реальную возможность вступить в брак.


Если же у такого человека не будет материальной возможности жениться, то он должен проявлять терпение в соответствии с аятом Корана:


«А те, которые возможности для брака не находят, пусть в воздержании живут, пока их от Своих щедрот Аллах не осчастливит» 19.


Желательным брак станет для имеющего реальную возможность жениться, но способного контролировать свои желания и удерживать себя от греховного.


Запретным брак является для того, кто не в состоянии выполнять обязанности супружеского сожительства и/или материального обеспечения супруги.


Нежелательным будет брак для неспособного выполнять вышеупомянутые обязанности, но при ситуации, когда женщина сама богата или у нее нет сильного желания к сожительству 20.


Согласно мнению шафиитов, брак изначально имеет правовую оценку как «дозволенный», то есть каждому человеку ислам не повелевает и не запрещает, а дозволяет вступить в законный брак. Далее брак становится обязательным, если он необходим для избежания запретного, нежелательным (порицаемым) если человек опасается, что не сможет соблюдать внутрибрачные права другого супруга (например, женщина (мужчина), которая не имеет желания жить супружеской жизнью или мужчина, не имеющий возможности выплатить предбрачный дар или выделять семейное содержание) и т. д21 .


Говоря об общей политике ислама отметим, что он уделяет семье исключительное внимание. Целый ряд религиозных текстов поощряют мусульманина вступать в брак и укреплять семейный союз. В одном из хадисов сообщается, что тем, кто прилагает усилия для поиска возможностей вступить в брак, Всевышний обязуется предоставить такую же помощь, как и борцам на пути Аллаха 22.


В целях поощрения вступления в брак, в другом хадисе подчеркивается, что праведная жена — есть одно из благ этого света.


«Четыре вещи, кто будет обладать ими, обретет благо на этом и на том свете: благодарное сердце, язык, поминающий (Аллаха), тело, терпеливо переносящее трудности и жена, не жаждущая греха в теле своем и в имуществе мужа» 23.


В следующем изречении сообщается, что праведная жена — одна из составляющих счастья на этом свете.


«Три вещи из признаков счастья сына Адама (на этом свете): праведная жена, просторный дом и быстрое средство передвижения»24 .


И, наконец, еще в одном высказывании пророк, называет праведную жену лучшим благом, которое может обрести человек после богобоязненности.


«Не даровал Всевышний Аллах верующему, после того как наделил его богобоязненностью, большего блага, чем праведная жена…»25 .

 

 

1. Сюкияйнен Л. Р., Журнал Ахульго, № 4 2000 г., Статья «Все поровну, кроме любви», С 31, 32.
2. Сюкияйнен Л. Р., Журнал Ахульго, № 4 2000 г., Статья «Все поровну, кроме любви», С. 32.
3. Шайдуллина Л. И. «Арабская женщина и современность» гл. редакция восточной литературы, М.–1978. С.14.
4. Климович Л. И., «Ислам и женщина» М. 1958 г. С. 20.

5. Салим Аль–Бахнасави «Статус женщины в исламе и мировых законодательствах». Баку 2002. С. 203.
6. Коран: Сура 4, аят 1.
7. Коран: Сура 4. Женщины, аят 125.
8. Коран: Сура 85. Знаки зодиака, аят 11.
9. Коран: Сура 33. Союзники, аят 35.
10. Положение женщины в исламе. Islam International Publication LTD, Исламабад 1991., С. 5.
11. Коран: Сура 2, Корова, аят 187
12. www.umma.ru
13. Коран: Сура 30 аят 21.
14. Коран, Сура 51, аят 49
15. Коран, Сура 36, аят 36.
16. Коран, Сура 4, аят 1.

17. Мустафа Аль–Хин, Мустафа Аль–Бугъа. «Аль–Фикх Аль–Мангьаджи» (Программа изложения права). Дамаск 2000 г., т. 2., С. 8.
18. Программы по изучению шариатских наук. Российский фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим»., М. 2000., С. 19. Хадис передали Бухари и Муслим
19. Коран: Сура 24. Свет, С. 12.
20. Саид Сабик. Фикх Ас–Сунна. (Право согласно сунне) Даруль Фикр. 1995 г., т. 2, С. 11, 12.
21. Абдуррохман бни Мухаммад ‘Авзи аль Джузирийю. «Китаб-уль–фикх 'алаль мазахиби-ль–арба'ати» (Книга о законодательстве по четырем мазхабам). Бейрут 1996. т. 4., С. 9.
22. Са'д Юсуф Абу Азиз. Сахих васая-р–расуль (Достоверные наставления пророка). Каир 2002. в 3–х томах, т. 2. С. 9.
23. Хадис передал Ат–Тирмизи.

24. Хадис передали Ахмад с хорошим иснадом, Табарани, Баззар и Хаким.
25. Хадис передал Ибн Маджа

 

 


Абдулла Мухсин

Источник: http://www.al-azhar.ru/node/463
08.06.2012


Наши контакты

г. Москва, ул. Пятницкая 10
+7 (916) 132-87-16 Рауза

Авторизация