Среди дурных социальных явлений, которые распространились в обществе в наши дни, можно упомянуть большое количество случаев безбрачия.
Старая статистика в одном из университетов Саудовской Аравии показывается, что количество незамужних девушек, которые являются студентками в университете, достигает 5000. В другой статистике, приводимой одним из министерств, видно, что количество девушек, достигших возраста вступления в брак и которые не вышли замуж, доходит до полутора миллиона женщин. Это огромная цифра указывает на опасность этого явления. Сколько вреда, душевных болезней, семейных проблем приносит безбрачие! Шариат призывает к браку, даже если люди бедны.
Всевышний Аллах сказал: "Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах - Объемлющий, Знающий". (Сура ан-Нур 32 аят)
Аль-Бухари и Муслим приводят хадис от Абдуллы ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Юноши! Кто из вас в состоянии заключить брак, пусть женится. Это заставит ваши глаза не смотреть на запретное, а также надёжнее убережёт ваши половые органы. А кто не в состоянии это совершить, тот пусть постится, и это будет ему оскоплением".[1]
Проблема большого количества "старых дев" имеет причины. Я упомяну некоторые из них, и, может быть, это поспособствует решению этой проблемы:
Во-первых: Занятость учебой и оправдание этим для откладывания замужества, до тех пор, пока она не повзрослеет, что отстраняет желающих посвататься к ней. Но ведь можно совмещать брак и учебу, как это можно заметить в жизни.
Даже если мы допустим, что совмещать учебу и брак не получится, брак предпочтительней учебы.
Во-вторых: Завышение цен на "махр" [2] и те траты, которые сопровождают свадьбу. Ученые сказали: "Допустимо, чтобы "махр" был небольшим". Аль-Хаким передал в "Мустадраке" хадис Укбы бин Амира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Лучший махр – наиболее легкий".[3]
Шейхуль-ислам Ибн Теймийя сказал: "Тот, кого душа побудила сделать "махр" своей дочери больше "махра" дочерей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые были лучшими созданиями Аллаха в каждом из своих достоинств, лучшими женщинами в мире, - то он глупец и невежда. Таким же образом "махр" матерей правоверных. Это все, если есть материальная возможностью для выплаты, а что по поводу бедняков, то не следует ему давать или обещать дать женщине сумму, которую он не в состоянии оплатить, не испытывая при этом трудность".[4]
Ибн Къайим сказал после того, как упомянул несколько хадисов, связанных с "махром": "Поднятие цены "махра" – нежелательно (макрух) в браке (никахе), это исходит от малого количества "бараката" и сложности в этом".[5]
В-третьих: Концентрирование внимания многих семей на мирском положении сватающегося мужчины, – какой у него чин, финансовое положение, влияние и т.д. Если всего этого в нем нет, они отказывают ему, даже если он обладает религиозностью и благим нравом. Это противоречит словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который передал ат-Тирмизи в своем "Сунане", от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах:
"Если к вам придет тот, чьей религией и нравом вы довольны, жените его. Если же вы это не сделайте, то на земле будет "фитна" и большой разврат".[6]
В-четвертых: Распоряжение некоторых алчных отцов зарплатой своих дочерей. Такие отцы запрещают им выходить замуж, чтобы они продолжали зарабатывать эти деньги. Аллах запретил чинить препятствия женщинам. Всевышний Аллах сказал:
"…то не мешайте им выходить замуж за своих прежних мужей, если они договорились друг с другом на разумных условиях".(Сура аль-Бакъара 232 аят)
В-пятых: Отказ многих девушек женатым мужчинам. Это ошибка. Женщине нужно думать своим разумом, ведь лучше для нее будет быть под покровительством мужа, чем оставаться "старой девой" в доме отца. Мы уже упомянули хадис:
"Если к вам придет тот, чьей религией и нравом вы довольны, жените его. Если же вы это не сделайте, то на земле будет "фитна" и большой разврат".
Общеизвестно, что количество женщин превышает количество мужчин, плюс, разведенные женщины, вдовы, "старые девы". Если бы каждый мужчина довольствовался только одной женой, многие женщины остались бы вне брака. Это противоречит "фитре", которую Аллах создал в людях, и в противоречии этому для них великий вред. Поэтому Аллах и сделал дозволенным для мужчины многоженство.
Всевышний Аллах сказал: "... то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех". (Сура ан-Ниса 3 аят)
В-шестых: Некоторых женщин постигает депрессия после развода, из-за чего они и не помышляют о том, что выйти замуж во второй раз. Это большая ошибка. Аллах таков, насколько хорошего мнения раб о Нем. Женщина должна хорошо думать о своем Господе, а ведь Он – раздающий удел, дающий счастье и успех в супружеских отношениях. Всевышний Аллах сказал:
"Если они расстанутся, то Аллах обогатит каждого из них из Своей милости. Аллах - Объемлющий, Мудрый". Сура ан-Ниса 130 аят.
Также одной из причин, является то, что в некоторых обществах юноши избегают брака, желая убежать от ответственности. Это отстраняет их с естественного пути и примера посланников. Среди них, есть бедные люди по сравнению с другими людьми в этом обществе, среди них также есть жертвы дурных СМИ, которые он долго смотрел и которые посеяли в его душе плохое представление о женщинах в целом.
Автор: Амин аш-Шакъави
Пояснения:
[1] "Сахих" аль-Бухари, 355, № 5066, "Сахих" Муслима, 21019, № 1400.
[2] Ценный подарок, который назначается невестой и который жених должен преподнести ей. В некоторых народах его называют "калым". От редактора.
[3] "Мустадрак" аль-Хаким, 2198, № 2742.
[4] "Маджмуъульфатава", 32194.
[5] "Задуль-маад", 5187.
[6] 3395, № 1085.
Источник: http://www.tebyan.net/index.aspx?pid=178788
08.06.2012