Вопрос: Я вышла замуж за взрослого (старше меня на 20 лет) мужчину и не считала бы, что разница в возрасте между мной и мужем может послужить преградой между нами, если он показал бы лицом языком и сердцем то, что подтолкнуло бы меня забыть эту разницу в годах, но он, к сожалению, лишил меня всего этого. Не видно улыбки на лице, нет красивых ласковых слов в мой адрес и никакой живой сентиментальности, которая дает женщине почувствовать свою женственность и свое положение в сердце мужа. Он не жалеет денег на расходы, не причиняет мне никакого вреда, но это не все, что желает жена от мужа. Я вижу себя только поваром для него или машиной для производства детей или же инструментом для наслаждения, когда ему этого захочется. Все это надоело и наполняет мою душу и мою жизнь пустотой, особенно когда я вижу знакомых, которые живут с мужьями, наполняющими их жизнь лаской и любовью. Однажды я пожаловалась ему на его отношение ко мне, он сказал: "Разве я нарушил из твоих прав что-либо? Разве я пожадничал на расходы для тебя?"
Вот что хочу спросить, чтобы мужья и жены знали: Является ли обязательным удовлетворение только материальных потребностей, таких как еда, питье, одежда и жилье и ничего помимо этого? Неужели психологическая и моральная стороны не учитываются в превосходном исламском законодательстве? Я интуитивно и на основе своих ограниченных знаний не думаю что это так. Поэтому прошу вас объяснить эту сторону семейной жизни, потому что она играет огромную роль в благополучии мусульманских семей и их устойчивости. Да сохранит вас Аллах.
Жена-мусульманка ОАЭ
Ответ: То, что спрашивающая сестра интуитивно и на основе своих ограниченных знаний поняла, есть истина, к которой пришло превосходное исламское законодательство. Шариат обязывает мужа отвечать всем требованиям материальной стороны семейной жизни, будь-то одежда, жилье, лечение и т. д. учитывая его и ее положение или как выразился Коран: "...как подобает..." (Сура 2, аят 236). При этом шариат не упустил моральную сторону, без которой невозможно стать полноценным человеком. Как сказал древний поэт "Ты душою, а не телом человек". Наоборот, священный Коран подходит к вопросу женитьбы, что это знамение Всевышнего Аллаха и милость к своим рабам и говорит: "И из Его знамений - то, что Он для вас из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе (и растить потомство), взрастил меж вами милость и любовь. В этом, поистине, знамение для тех, кто предается размышленьям". (Сура 30, аят 21)
Мы понимает из этого аята, что целью супружеской жизни является душевное спокойствие, любовь и милость между супругами. Все это моральные, а не материальные ценности. Нет смысла в совместной жизни, если в ней отсутствует моральная сторона. В этом случае такая жизнь становится лишь только близкими телами с отдаленными душами.
Поэтому, многие мужья, являясь сами по себе добродушными людьми, все же ошибаются когда думают что все что они обязаны по отношению к женам, это содержание, одеть их обуть и предоставить им место жительства и больше ничего, забывая, что женщина нуждается как в пище, одежде и других материальных благах, также нуждается и даже более чем в этом, в добром слове сияющей улыбке, ласковом прикосновении, нежном поцелуе, хорошем отношении, тонкой шутке, которыми успокаивается душа, забываются заботы, и жизнь от которых становится счастливой. Имам Газзали высказался в своей книге о супружеских обязанностях и этике совместной жизни, без которых семейная жизнь не может продолжаться. К этой этике, которая упомянута в Коране и сунне, относится хорошее отношение к жене и терпение к ней. Всевышний сказал: "...и относитесь к ним по-хорошему...". Также Всевышний Аллах сказал, возвеличивая их права: "...и ведь они взяли с вас твердое обещание...".
Имам Газали говорит: "Знай же, что пресечь неприятное, исходящее от нее, вовсе не является проявлением хорошего отношения к ней, наоборот, терпеть неприятность и успокаивать ее во время злости является хорошим отношением, подражая посланнику Аллаха, мир ему и благословение. Его жены могли грубо ответить ему, а иногда, одна из них могла вообще не разговаривать с ним весь день. Он говорил Айше: "Я знаю когда ты довольна и когда недовольна!" Она спросила: "А как ты это узнаешь?" Пророк ответил: "Когда ты довольна, ты говоришь "Нет! Клянусь господом Мухаммада", а когда недовольна, то говоришь: "Нет! Клянусь господом Ибрагима", она сказала: "Да, правда, я не произношу твоего имени".
Из этики, о которой упомянул Имам Газзали - готовность не просто проявлять терпение по отношению к ним, но и успокаивать их шутками и играми, что смягчает сердца женщин. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, шутил с ними, ставя себя наравне с ними в своем поведении. Даже рассказывается, что он соревновался с Айшой в беге. Умар, да будет доволен им Аллах, несмотря на его суровость, говорил: "Мужчине следует быть в семье как ребенок, а в нужный момент, чтобы семья его нашла как мужчину".
Большим примером во всем этом является пророк, мир ему и благословение, несмотря на его многочисленные заботы и огромную работу в распространении призыва, установлении религии, воспитании общества, укреплении основ государства изнутри и защита от выжидающих врагов извне, не говоря о его привязанности к Господу и несмотря на постоянство в поклонении постом и молитвами, чтением Корана и поминанием Всевышнего Аллаха, так что даже при ночных молитвах его ноги опухали от долгого стояния, и он плакал так, что его слезы делали мокрыми бороду. Я говорю, что, несмотря на все это, пророк не нарушал права своих жен, не забывал божественную и человеческую сторону в них, подпитывая их чувства, которые не могут быть удовлетворены едой и питьем.
Имам ибн Аль-Кайим в разъяснении отношения пророка, мир ему и благословение с женами, говорил: "Его биография с женами была: хорошее отношение и красивый нрав. Он пускал к Айше мединских девочек, чтобы они игрались с ней, когда она хотела что-либо не запретное он следовал ей в этом, когда она пила из какого-либо сосуда он брал этот сосуд, ставил губы туда, где прикасалась она и пил из него. Когда она ела мясо, он ел также с этого места". "Ложился на ее колени, читая Коран в таком положении, и может быть, она была в это время в периоде месячных циклов. Когда она находилась в месячных циклах, он повелевал ей одевать изар (одежда, прикрывающая нижнюю часть тела) затем обнимал и ласкал ее. И он целовал ее, будучи даже постящимся". "Также считается из проявлений его хорошего отношения, что он дал ей возможность развлекаться и разрешил ей, прислонившись на его плечи, смотреть на хабашитских рабов, которые игрались в мечети. Айша соревновалась с ним в беге два раза, а однажды они толкали друг друга при выходе из дома". "Пророк, мир ему и благословение, говорил: "Лучшие из вас - лучшие для своих семей и я лучший из вас для своей семьи". "После послеобеденной молитвы он заходил к женам и интересовался их положением, а ночь проводил только у той, чья очередь наступила. Айша говорила: "Пророк поровну делил время между женами, и было очень редко, чтобы он не обходил всех нас, но он не прикасался ни к одной, пока не доходил до той, чья очередь подошла, и ночевал у нее".
Если мы поразмыслим над приведенными наставлениями пророка, мир ему и благословение в отношении к женам, то мы найдем, что он заботился о всех женах, спрашивал обо всех и заходил ко всем, но Айшу выделял своей заботой и это было не просто так, и не было прихотью, а наоборот, учитывая, что она была девственницей и молодой, он женился на ней когда она была маленькой и не знала другого мужчины кроме пророка, мир ему и благословение. Естественно, потребности молодой девушки превышают потребности взрослой, которая уже была однажды замужем. Я не имею в виду, когда говорю "потребность" ее материальное обеспечение или половую связь, наоборот, говорю о душевных потребностях и о чувствах, которые важнее и глубже, чем все другие потребности. Нет ничего удивительного в том, что пророк, мир ему и благословение, обращал внимание на эту чувственную сторону жизни, выполняя свое обязательство, и не упускал этот момент, несмотря на огромную ответственность в политике призыва, образовании общины, и построении государства".
"Вам поистине в посланнике Аллаха прекрасный образец"
Правдив Великий Аллах
Шейх Ю. Аль-Карадави
www.qaradawi.net
Перевод с ар. Рахмудин Дагестани
Аль-Азхар ф. Основ религии
Источник: http://www.al-azhar.ru/node/53
08.06.2012