Распределение прав и обязанностей в мусульманской семье называется в исламе «основанным на естественных, врожденных особенностях обоих полов». «К примеру, женский организм прекрасно снаряжен для деторождения, тогда как мужчины вовсе не приспособлены к сему. С другой стороны, мужчины хорошо соответствуют полководческой деятельности; доверить женщине командование на поле боя равносильно бедствию. Это не вопрос превосходства или неполноценности, речь идет об отпущенных природой возможностях и подобающем их использовании». (Положение женщины в исламе. Islam international publication LTD. Исламабад. 1991., С. 7.)
Такой подход расходится с западным, буквальным пониманием равенства полов, включающим, наряду с равенством прав, также равенство тяжести возложенных задач между мужчиной и женщиной (так, одним из аспектов равенства, например, называется возможность работать в таких же тяжелых сферах работы, как и мужчины). Интересно, что научные заключения в данном случае выступают на стороне ролевого распределения функций.
Согласно мнению американского социолога Энтони Гидденса, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины. Он отмечает, что повсеместно первоочередной задачей женщины было воспитание детей и ведение домашнего хозяйства, тогда как политическая и военная деятельность остается, как правило, прерогативой мужчины. Пытаясь разобраться в причинах такой ситуации, он находит, что они предопределены врожденной природной сущностью полов:
«Женщины дают детям жизнь и вскармливают их, причем из–за беспомощности младенцев уход за ними требует больших усилий и постоянного внимания. Следовательно, роль «материнства» становится центральной в жизни женщины. Первоначальная, физиологически обусловленная близость матери к ребенку, которого она родила и выкармливает, естественным образом приводит к тому, что она продолжает и далее заботиться о детях и воспитывать их. Такая роль женщины характерна для всех известных культур: по этой причине основным полем деятельности для женщины становится домашнее хозяйство». (Энтони Гидденс «Социология» Эдиториал УРСС, М. 1999., С. 164.)
Таким образом, ислам подходит к данному вопросу реалистично, что соответствует его особенности — основе на «фитре» — изначальной, нетронутой природной сущности человека. И это не вопрос о том, кто более достоин перед Всевышним, а тема о разделении обязанностей так, чтобы каждый исполнял то, к чему он более приспособлен.
Мусульманский семейный кодекс гласит:
«Различия между мужчиной и женщиной в определенных особенностях, дарованиях и способностях, как физических, так и психологических, не делает одного из них двоих выше достоинством, чем другой, однако, они связаны с возможностью выполнения стороной определенных бытовых и иных жизненных функций, с которыми не может справиться другая сторона. Таков закон Аллаха относительно всего человечества, действующий, в том числе, как среди самих мужчин, так и среди самих женщин.
Женщина, в силу своей чувствительности, мягкости и женственности является источником спокойствия, душевной и социальной гармонии для семьи и мужа. И благодаря своей сущности и непомерному терпению в отношении процесса беременности, родов и материнства, занимается воспитанием детей, заботится о них, вскармливая их грудью и воспитывая их, а также заботясь об их потребностях. Мужчина, в свою очередь, по причине своей силы, стойкости и непрерывного заработка, призван обеспечивать семью пропитанием и удовлетворять ее потребности, а также заниматься ее воспитанием и защитой». (Статья 7. Мусульманский семейный кодекс)
Всевышний Аллах сказал: «Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости, ведь Аллаху известно обо всякой вещи» (Коран: 4, 32)
Всевышний также сказал: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (Коран: 4, 34)
Это различие непреложно, подтверждено реалиями материальной и социальной жизни, и не отрицается никем, кроме как теми, кто готов отрицать истинное положение и суть вещей.
Данное различие не означает, что один из них двоих выше достоинством перед Аллахом, чем другой. Всевышний Аллах говорит: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (Коран: 49, 13) То есть, почитание идет по признаку богобоязненности, а не половому или иному различию.
Также пророк, мир ему и благословение, сказал в своей прощальной проповеди: «О люди, поистине ваш Господь один и ваш праотец один. Поистине, нет превосходства у араба над неарабом и у неараба над арабом и у красного над черным и у черного над красным, кроме как по богобоязненности», затем сказал: «Пусть присутствующий доведет до отсутствующего». (Достоверный хадис. Передали: Ахмад, Аль–Байхаки, Ибн Мардавайх)
Уместно будет также привести в отношении затронутого вопроса высказывание известного российского социолога Е.Р. Ярская–Смирнова: «В главе о семье нового учебного пособия по социальной психологии (Основы социально–психологической теории. М. 1995. С.188–189.) приводятся результаты отечественных исследований, относящихся к концу 1980–х гг. (Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. М., 1988. С. 122–123.) Среди факторов, прямо способствующих стабильности брака, на первом месте названы "высокие репродуктивные установки женщин", а на втором — "наличие в семье главы". В то же время, расхождение репродуктивных установок мужа и жены, установок супругов на профессиональную работу жены и на характер главенства в семье названы в первых рядах "факторов риска", обратно пропорциональных стабильности брака. В свое время публикация этих результатов послужила легитимирующим аргументом в пользу горбачевской идеи вернуть женщину к её "естественным" семейным обязанностям. Сегодня те же аргументы предлагаются для изучения будущим психологам–практикам, социальным работникам, семейным консультантам».
Коран, говоря о женщине, упоминает ее роль и призвание. Он говорит:
«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев» (Коран: 46, 15)
А также сказал: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (Коран: 2, 233)
А также сказал: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (Коран: 31, 14)
В то же время, как говоря о мужчинах, Коран упоминает битвы и сражения, управление и усердие, заработок и торговлю.
Абдулла Мухсин
Источник: http://www.al-azhar.ru/node/704
08.06.2012